I N S H I B A G U A

Инь Фу

Инь Фу (1841-1909), по прозванию Дэань, прозвище Шоупэн, люди называли его "Шоу Инь" ("Исхудавший Инь"). Родом из уезда Цзисянь провинции Хэбэй. Говорят, что он был единственным из учеников Дун Хайчуаня, которого можно было поставить вровень с учителем. Смолоду перебрался в Пекин и изучал боевые искусства, владел стилем лоханьцюань , кормился тем, что продавал лепешки. Услышав, что в резиденции великого князя Су живет необыкновенный мастер по имени Дун Хайчуань, стал приходить ко дворцу, надеясь когда-нибудь его встретить. Однажды его мечта сбылась, и Дун Хайчуань взял его в ученики. Говорят, что Инь Фу был самым старательным из учеников Дун Хайчуаня. После того, как господин Дун оставил службу у Су, многие ученики покинули его, не закончив обучения, Инь Фу же занимался с неослабевающим усердием.
Инь Фу сумел сделать неплохую карьеру. Он обучал кулачному искусству членов императорской фамилии, и даже выполнял поручения императрицы Цыси. Под конец жизни он достиг высоких чинов и разбогател, но мог обучать преданных боевому искусству людей абсолютно бесплатно, и даже помогать им материально. Сам он жил скромно и никогда не показывал своего превосходства над другими. Умер семидесяти лет от роду ничем не болея. Он передал свое искусство двум сыновьям, которые позднее переселились в провинцию Шаньдун. Один из них — Инь Юйчжань — написал книгу "Краткое изложение багуачжан".


Ма Гуй

Ма Гуй (1857-1941) имел прозвища "Ма-Коротышка" (из-за низкого роста) и "Деревянный Ма" (из-за того, что родился в семье столяра и сам любил столярное дело). Является наиболее известным учеником Инь Фу. Мог одной рукой поднять тяжелый камень, славился на редкость сильным ударом локтем, за что получил прозвище "Железный локоть". В молодости служил у разных знатных людей в столице, в 18 лет пошел в ученики к Инь Фу, получал указания от Дун Хайчуаня; после революции 1911 года учительствовал в новой военной школе. В 1928 году стал консультантом Хэбэйского института гошу.
Ма Гуй охотно вступал в поединки и победил многих знаменитых мастеров. Был знаменит ударом запястья прямой руки, в конце династии Цин во время схватки во дворце Ланьгун даким ударомъ он сломал руку преподавателю боевых искусств. Любил веселиться от души, пить вино и рисовать крабов. Когда в 23 года он открыл столярную мастерскую, то туда для тренировок и обмена опытом приходили ученики Чэн Тинхуа и Лю Фэнчуня. Сам он не любил преподавать, и учеников у него почти не было. Лишь Цао Чжуншэну (ученик Инь Фу) он давал некоторые уроки. Из книги Цао мы и знаем некоторые подробности о жизни Ма Гуя.

Ван Пэйшэн

Ван Пэйшэн родился в 1919 году в Уцине провинции Хэбэй, другое имя — Ван Лицюань. В 1931 году у У Цяо начал изучать акробатику, позднее тренировал шуайцзяо, затем у Ма Гуя изучил багуачжан, у Ян Юйтина — тайцзицюань семьи У, у Чжан Юйляня — цзяомэнь таньтуй, получал указания от Ван Маочжая. Позднее у Хань Муся изучил синъицюань, у Лян Цзюньбо — тунбэйцюань, у У Сюфэна — бацзицюань. С 1937 года начал преподавать ушу в Бэйпине в 3-м народном спортивном институте. В 1947 году стал вице-президентом Объединенной ассоциации ушу. В 1954 году стал президентом Массовой ассоциации ушу. Позднее был вице-президентом Пекинского общества по изучению тайцзицюань семьи У. В 1957 году был судьей по ушу на 1-й спартакиаде народов КНР. В 1983 году был членом арбитража на Всекитайском чемпионате по ушу. В 1982 году участвовал в 1-й всекитайской конференции работников ушу. Принимал участие в составлении правил соревнований по туйшоу и саньшоу. Автор книг "37 форм тайцзицюань семьи У", "Меч тайцзи", "Суть важного в тайцзитуйшоу", "Методы наработки врат трех талантов триграмм ЦЯНЬ и КУНЬ и знаков У и ЦЗИ", а также принимал участие в написании сборника "Упрощенное тайцзицюань семьи У".

 

С сайта Богачихина


..."В заключение несколько слов о патриархе — Ван Пэйшэне. Первая попытка завязать контакт окончилась неудачей: мы хотели заснять боевой аспект, но он (как и Ши Мин) категорически отказался что-то показывать типа драки. Он сидел на скамеечке, пил зеленый чай из стеклянной баночки с завинчивающейся крышкой, а ученик обучал людей начальным движениям в тайцзи-цюане. Не гоже мастеру обучать азам. В другой раз он отвечал японцу на вопросы о китайской медицине (речь шла по-китайски). Видя, что я несколько заскучал, он предложил мне взять его за палец и слегка сжать. Я нагнулся к нему с дивана выполнять просьбу — и тутже отлетел обратно на диван. А он смеется, предлагает повторить и показывает: его рука абсолютно расслаблена да и весь он кажется старчески хилым. Всё это снимали две видеокамеры.
"

Ван Пэйшэн, его ученик и Виктор Сяо с женой


Генеология Инь ши Багуа

Дун Хайчуань
                          2 Инь Фу
                                       3 Вань Тунли
                                       3 Гун Баотянь
                                                    4 Гун Баочжай
                                                                 5 Хэ Цзиньхань
                                                    4 Гун Юйчжай
                                                    4 Сунь Жувэнь
                                                                 5 Хуан Чжичэн
                                                                 5 Цуй Чанфа
                                                    4 Сунь Фуин
                                                    4 Юй Шию
                                                    4 Ван Даочэн
                                                    4 Сунь Юэшэн
                                                    4 Лю Юньцяо
                                                                 5 Ян Шудун
                                                                 5 Су Юйчан
                                                                 5 Сюй Цзи (Адам Сю)
                                                                 5 Джэйсон Тсоу
                                                    4 Лю Циньфу
                                                                 5 Ли Синхэ
                                                    4 Тянь Чжилянь
                                                    4 Цзян Синъу
                                                    4 Ша Гочжэн
                                                                 5 Кан Гэу
                                                    4 Ван Чжуанфэй
                                       3 Цуй Чжэньдун
                                                    4 Цуй Хуа
                                       3 Цао Чжуншэн
                                                    4 Чи Шисинь
                                                    4 Хэ Пужэнь
                                                    4 Чжан Цзиньчэнь
                                       3 Ма Гуй
                                                    4 Ван Пэйшэн
                                                                 5 Ло Шухуань
                                                                 5 Чжан Юнь
                                       3 Инь Юйчжан
                                                    4 Го Чжуншань
                                                    4 Лю Сиу
                                                    4 Пэй Сижун
                                                    4 Цзян Хаоцюань
                                       3 Хэ Цзинькуй
                                       3 Цзэн Цзэнци
                                       3 Цзю Цинъюань
                                       3 Мэнь Баочжэнь
                                                    4 Се Пэйци

                                                                 5 Хэ Цзиньбао
                                       3 Ян Цзюньфэн
                                       3 Жун Ши
                                       3 Гэн Цзишань
                                       3 Гао Вэньчэн
                                       3 Лю Иньлян
                                                    4 Лю Цзигэнь
                                       3 Ли Юнцин
                                                    4 Лю Чжэньлинь
                                       3 Люй Цзыцзянь
                                       3 Чжан Шоухэн
                                                    4 Ян Кунь
                                                                 5 Ма Ючжи
                                                                 5 Кан Чжэньшэн
                                                                 5 Чжан Годун


 

Анализ особенностей иньского багуачжан
устные разъяснения — Лю Юнчунь, Люй Тинчжун из Шаньдуна
упорядочил — Чжан Телинь " Улинь" N4/86


Явление Дун Хайчуанем багуачжан миру было совершено не без участия первого поколения мастеров — Инь Фу, Чэн Тинхуа, Ши Цзидуна. Учитель и ученики усердно трудились и в конце-концов подняли знамя единой школы. Благодаря таланту этих мастеров багуачжан потрясло Поднебесную и заставило непосвящённых широко распахнуть глаза. Из-за того, что когда Инь и Чэн освоили искусство и перешли к преподаванию, то привнесли в учение Дуна различные несходные между собой высшие приёмы, уже во втором поколении сформировались несходные между собой по манере, тренировочным методам и технике направления, среди которых наиболее известны иньское и чэнское.
Учениками Инь Фу были Мэнь Баочжэнь, Ма Гуй, Гун Баотянь и Инь Юйчжан (сын Инь Фу).
Когда непосвящённые рассуждают о багуачжан, то обычно говорят, что иньское направление славится "холодными ладонями", а чэнское искусно в непрерывности, но на самом деле это — утрирование. Хотя в иньском направлении и прорабатывают "сухую холодную силу" ( прим. перев. — один из видов взрывного волнового выброса силы), но этот вид силы есть и в других школах данного стиля, он не является особенностью иньского направления. Как наследники традиции иньского направления мы остро ощущаем необходимость исправления сложившегося стереотипа.

80-летний Ван Цзиншань (ныне проживающий в Пекине учился у Мэнь Баочжэня, получал похвалы от потрясших мир знаменитых бойцов предыдущего поколения Ма Гуя и Инь Юйчжана, смотрел во все глаза и слушал в оба уха, и полностью овладел особенностями иньского багуачжан. Почтенный господин Ван о различиях данного и других направлений говорил следующее: "Учитель Мэнь часто повторял: "В нашем иньском багуачжан прорабатывают три длинных и четыре коротких, а в других направлениях — нет". Это требует некоторых пояснений.

То, что называют "три длинных" — это длинные ноги, длинные кисти рук и длинные руки. "Длинные ноги" — это длинный шаг. Перемещение описывается девятью иероглифами: передняя нога стабильна, обладает тягучестью, задняя нога выталкивает . Здесь "тягучесть" заключается в том, что когда передняя стопа выдвигается вперёд до естественного предела, то из-за того, что ци пронизывает даньтянь, внутреннее ци стимулирует движение, то сила выталкивания задней ногой даёт толчок вперёд, стопа в момент постановки на землю продвигается вдоль земли вперёд на некоторое расстояние. По внешней форме это имеет некоторое сходство с приставным шагом (прим. перев. — при переводе для единства терминологии я использовал книгу А.А.Маслова "Синъицюань — единство формы и воли".) синъицюань. В теории иньской ветви это называется "тянущийся шаг кошачьего передвижения". "Длинные кисти рук" означает, что при поворачивании ладоней (прим. перев. — стандартное обозначение базовой тренировки багуачжан: поворачивание ладоней в хождении по кругу) важнейшей формой ладони является ладонь змеиной головы , пальцы естественно разведены, вытянуты вперёд и чуть-чуть вспарывают вверх, что удобно для концентрированного приложения силы, способствует углублению, втыканию, рубке и соскабливанию, выгодно для толчков, приподниманий, разворачиваний и выстреливаний. "Длинные руки" указывает на то, что руки естественно выпрямлены, то есть не вытянуты вперёд до предела и не оттягиваются искусственно назад. К длинным кистям рук и длинным рукам добавляется опускание плеч, что позволяет максимально увеличить зону действий руками, "бить врага за вратами царства". "Четыре коротких" говорится о плечах, локтях, бёдрах и коленях. У этих четырёх суставов сравнительно большая свобода движений. При бое вплотную, когда перемещением трансформируешь силу противника, близость помогает эффекту опирания-вытеснения. Во время тренировки "пронизывания девяти дворцов" ( прим. перев. — специальный вид тренировки неожиданной смены направления при передвижении) в иньском багуачжан обращают особое внимание на акцентированное использование этих четырёх мест.

В иньском багуачжан ещё несколько по-иному подходят к понимаемому в стандартном багуачжан как основной метод контролирования противника выходу за спину. В иньской школе выход за спину является одной из форм прорыва в боковые врата, это — тактика, а не стратегия. Фронтальная атака называется штурмовым прорывом врат. Метод плотной защиты перед лицом врага именуется успокоением врат. При наступлении атака бывает проламывающей, теснящей, опирающейся и проскальзывающей, в общем это называется разрушающей атакой. При разрушающей атаке следуешь форме и реагируешь на врага, инь и ян взаимно меняются, называешь жёстким — и тысяче противников противостоять нетрудно, скажешь что острое — и сможешь пронзить семь дощечек, вроде лёгкий — а тяжёлый, добиваешься неразрывности-непрерывности, изменения труднопредсказуемы. Первоучитель иньской школы Инь Фу говорил: "В центре восьми триграмм — Великий предел". При тренировке иньского направления багуачжан стратегической ошибкой называют делание упора на движение по кругу с ударянием в центр. В стилевых правилах говорится: "По воде ходят быстро". Сам постоянно нахожусь в центре, сам — главный, выжидаю удобный момент, посредством урегулирования мест и углов вынуждаю противника обходить меня и действую, ловлю момент и атакую.


Нам посчастливилось быть учениками господина Ван Цзиншаня, много лет мы оберегали учение, не решаясь бестолково его излагать. Но ныне распространённое в миру резко расходится с исходным, потому мы и изложили, не пряча бестолковости. Практически мы своими слабыми усилиями затронули лишь основы, не восхваляя достоинств техники.



Интервью с Се Пэйци
(автор — Jaroslaw Szymanski)


Се Пэйци родился в 1923 году в Пекине. Когда ему было 6 лет, он начал изучать таньтуй. В 13 лет он начал изучать багуачжан у Мэнь Баочжэня (1870-1957) — одного из учеников Инь Фу. Се учился у него более 20 лет, и унаследовал не только боевое искусство, но и стал опытным врачом традиционной китайской медицины. Он знаменит не только своим боевым мастерством, но и искусством массажа (туйна), и мастерством траволечения. Г-н Се живет и преподает в Пекине, но его часто приглашают для проведения семинаров и в другие места.
В конце сентября 1999 года я оказался по делам в Пекине, с надеждой повстречать местных знаменитостей боевых искусств. Однако, так как Пекин готовился к большому празднованию 50-летия со дня образования КНР, то хотя у меня было два свободных дня, но в один из них полгорода было перекрыто ради проведения репетиции, и проехать сквозь город было невозможно. Потому из всех запланированных визитов у меня получилось лишь навестить г-на Се Пэйци. Этот визит, хотя и весьма краткий, был весьма интересным, и я хотел бы поделиться тем, что г-н Се мне рассказал:


Подстили багуачжан


Мы не должны говорить о подстилях багуачжан. Это — единый стиль, а известные нам вариации происходят от различного уровня знаний занимавшихся. Инь Фу провел с Дун Хайчуанем более двадцати лет, и изучил всю систему. Чэн Тинхуа провел с Дуном только два года, в то время как Лян Чжэньпу — менее года. Естественно, что то, что они практиковали, отличалось от багуа Инь Фу. Все равно, что посещение школы — одни ходят в начальные классы, другие заканчивают университет.


Лучшие ученики Дун Хайчуаня


Инь Фу был лучшим учеником Дуна — его мастерство превосходило мастерство прочих учеников. Ма Вэйци был вторым, а Вэй Цзисян (из провинции Ганьсу) — третьим.


Лучшие ученики Инь Фу


Лучшим был Вань Тунли. О нем известно немногое, мы знаем лишь что он зарабатывал нанизыванием жемчуга на нить. Вторым был Ма Гуй (старейший ученик Иня), затем последовательно Мэнь Баочжэнь (чуитель г-на Се), "Цыци" Ян ("Фарфоровый" Ян, Ян Цзюньфэн), Цзюй Цинъюань, Гун Баотянь и маньчжур Жун Ши.


Традиционная китайская медицина и багуачжан


Китайцы говорят, что медицина и боевые искусства происходят из одного корня (И у тун юань). Хотя я изучал багуачжан, и чуть-чуть — медицину у моего учителя Мэнь Баочжэня, большинство моих познаний в медицине идет от Вэнь Пэйтина, кто был собратом Инь Фу в кунфу, а также и единственным врачом имперской категории (И у). Я изучил много методов "туйна" (традиционный китайский массаж) и немного чжэнпу (вправление костей). Мой собрат по кунфу — Лю Шоушань, профессор Колледжа традиционной китайской медицины в Пекине — изучал в основном чжэнпу.


Внутренние и внешние стили


Внутренние стили развивают вначале ци, потом ли (физическую силу), в то время как во внешних начинают с ли и лишь потом переходят к работе с ци. Внутренние стили быстрее достигают цели — полного развития цзин, ци и шэнь. Во внутренних стилях каждое движение может быть разбито на части и анализироваться с точки зрения прикладного применения, что невозможно во внешних стилях. Во внешних стилях есть движения, исполняемые просто для красоты.


Специальная наработка в багуачжан


Я не изучал никакой подобной наработки (типа тешачжан (железная ладонь), цингун (наработка легкости) и т.д.). Когда Дун Хайчуань возвращался с путешествия на юг, то он передавал свои методы цингун ученикам в провинциях Цзянсу и Хэнань, но я не знаю, практикует ли их кто-нибудь сегодня.


Пайдагун (обхлопывание)


Моя система багуа имеет такие упражнения в качестве одного из оздоравливающих методов (с этими словами г-н Се начал наносить энергичные удары ладонью по своему телу).


Секреты в багуачжан


В багуачжан нет никаких секретов, ваш уровень зависит лишь от того, насколько прилежно и насколько интенсивно вы занимаетесь, и есть ли у вас компетентный учитель. Некоторые советы, которые занимающиеся давно посчитают полезными и применимыми на практике, будут непонятны начинающим.


Виды усилия в багуачжан


Существует много видов усилия, которые мы развиваем во время занятий багуачжан, но самым разрушительным является чжэньцзин (шокирующее усилие). Это усилие, которое не оставляет ни одной царапины на коже, но разрушает внутренние органы. (Г-н Се попросил меня расслабиться, и толкнул мою грудь двумя ладонями. Хотя толчок был сравнительно слабым, я почуствовал боль в груди. Ощущение усилия было таким, что словно сначала волна вошла в грудь, затем вернулась и потом пронзила грудь вновь).


Удары по точкам


Точки, используемые при массаже, и точки, поражаемые в багуачжан при ударах или захватах, необязательно одни и те же. Цель туйна — вылечить пациента за счет применения ци к определенным точкам на теле. В багуа мы используем точки для удара либо в качестве точек приолжения силы при захвате. Занимающийся должен знать как их использовать. (Г-н Се попросил меня сжать кулак как можно сильнее, а затем нажал на точку между сухожилиями на тыльной стороне кулака; было весьма больно. Затем при моей открытой ладони он нажал на точку хэ-гу, и это тоже было очень больно; однако как только я по его совету сжал кулак — боль исчезла, хотя он не ослаблял захвата). Из соображений безопасности я предпочитаю преподавать воздействие с помощью циньна, а не с помощью ударов.


Толкание руками (туйшоу) в багуачжан


В моей системе багуачжан есть туйшоу. Сначала мы практикуем туйшоу одной рукой, затем двумя руками. Это похоже на тайцзи туйшоу, но жестче.


Багуачжан Се Пэйци


В моей системе начинающие сначала занимаются чжаньчжуан (статическим настаиванием). Это — самое базовое и самое важное.
Затем они изучают цзуогун (методы сидения), сингун (методы движения) и вогун (методы лежания). Эти методы развивают ци и являются критичными для эффективного туйна. Вы не сможете хорошо овладеть туйна, если не практикуете этих базовых упражнений. Многие иностранцы, занимающиеся у меня багуа, не изучают этих упражнений, их более интересуют боевые аспекты. Однако у меня есть зарубежный ученик, который изучает только традиционную китайскую медицину, и изучает ее очень хорошо.
После изучения основ занимающийся переходит к хождению по кругу (существует восемь видов шага), затем комплексам ("восемь форм — восемь позиций") и свободному поединку. Занимающиеся также изучают 18 прямолинейных последовательностей, 72 удара ногами, циньна, туоцзе (освобождение от захватов), самооборону. Также мы практикуем много комплексов с оружием. (При этом г-н Се указал на большой и длинный широкий меч-багуа, висящий на боковой стенке книжного шкафа; я взял его — он был весьма тяжел. Как сказал г-н Се, размеры меча в точности такие же, как у традиционного, но вес поменьше).


Замечания:
Так как это был как раз день перед тем, как г-н Се Пэйци улетал на три месяца в США, то я постарался сделать визит как можно более кратким, чтобы он мог провести последние часы перед расставанием вместе с семьей. В ходе разговора г-н Се выразил готовность к опубликованию книги по багуа. Также мы смотрели видеоленты, где он демонстрирует багуачжан. Его стиль выглядит весьма практичным, ориентированным на бой, большинство движений выполняется с очевидной силой. Он продемонстрировал сходство с направлением Инь Юйчжана иньской ветви багуачжан, стилями Ши Цзидуна и Лян Чжэньпу, но отличие от гладких и "текущих" движений типичных представителей направления Чэна Тинхуа.