PIKO Modelbahn — культовые модели железной дороги, предмет
гордости и коллекционирования технически-ориентированных и не особо стесненных
в средствах советских школьников и их родственников. |
|
Компания PIKO Spielwaren GmbH, а именно таково на сегодняшний
день полное название этой компании, начала поставлять свою продукцию на
советский рынок ещё в конце 60-х годов. В силу международного разделения
труда внутри СЭВ, производство модельных железных дорог, получившее столь
сильное развитие на Западе, в Союзе практически
отсутствовало. |
|
Отечественный аналог в виде "Пионерской" железной дороги
трудно назвать моделью, и, тем более, сравнивать с аккуратными и изящными
изделиями фирмы PIKO. |
|
Вообще, именно аккуратностью и изяществом исполнения отличалось подавляющее
большинство продукции из ГДР, и в первую очередь — модели железных дорог. |
|
Основную часть ассортимента PIKO составляли модели в масштабе 1:87, или
говоря другими словами — типоразмера H0. |
|
В таком масштабе детализации моделей вполне достаточно для того, чтобы
сделать читаемыми даже самые мелкие надписи, а детали механизмов легко
различимыми. Обозначение H0 происходит от "half zero", половина от нулевого
типоразмера 1:43, который взят за точку отсчёта. |
|
Однако для многих гораздо большее значение имела продукция компании Zeuke,
а позднее Berliner TT-Bahnen. Эта замечательная компания выпускала модели
в масштабе
1:120 или попросту TT. |
|
Они были меньше и компактнее, а значит, такую железную дорогу уже можно
было построить на большом письменном столе. Собственно TT и означает Тtable
topУ. Кстати, легендарные макеты в магазине Лейпциг были именно в этом
типоразмере. Макет на H0 появился уже в конце 80-х. |
|
Все коллекционеры по большому счёту делились на TT-шников и H0-ников.
Был ещё масштаб 1:160 или N — но это уж совсем для гурманов. |
|
Модели домов для всех типоразмеров, а также детали ландшафта поставляла
фирма
VERO; отдельные люди привозили постройки фирмы Mamos. |
|
Модельный ряд локомотивов и вагонов мог удовлетворить притязания большинства
советских мальчишек и девчонок,
а также их родителей-коллекционеров.Были представлены все эпохи железнодорожной
истории: от паровозов до современных дизельных локомотивов и электровозов. |
|
То же относится и к вагонам — цистерны, "ледники", платформы для грузов,
пассажирские и почтовые, вагоны-рестораны и т.п. Особенно радовали глаз
вагоны ранних эпох — в них было что-то особенное, романтика прошлого столетия. |
|
Медитативный процесс склеивания моделей домиков в первую очередь затягивал
родителей, т.к. требовал большей аккуратности, чем могли обеспечить их
дети. |
|
Кроме того, это позволяло каждому почувствовать себя дизайнером: шторки,
газончики, заборчики, плакаты — что хочешь, то и клей. |
|
Локомотив приводился в движение маленьким электродвигателем постоянного
тока, в то время как всяческая автоматика и сигнальные огни работали на
переменном токе. |
|
Всё подключалось к трансформатору-пульту, как правило, легендарному "кирпичу"
FZ1 производства той же PIKO. |
|
Маленькие паровозики и электровозики двигались по миниатюрным рельсам
словно настоящие. |
|
В кабинах некоторых моделей горел свет, а снаружи — фары. |
|
Переключались огни светофоров, щелкали при срабатывании автоматические
стрелки. |
|
Чем больше коллекция обрастала всевозможными рельсами, домиками, стрелками
и семафорами — тем сильнее был эффект волшебства "немецкой" железной дороги,
тем больше это походило на маленький город. |
|
Хотя и без обилия аксессуаров, а стоили они всё-таки не очень дёшево,
даже в городах из кубиков и коробок, в тысячах советских квартир — модели
железных дорог из братской ГДР приносили с собой кусочек Европы: красивой,
изящной и недостижимо далёкой. |
|
На сегодняшний день компания PIKO является одним из лидеров, а также
одной из самых
старых и уважаемых компаний в сфере железнодорожных моделей. |
|
Berliner TT-Bahnen уже, к сожалению, в прежнем виде не существует, и
носит теперь название TILLIG
Modellbahnen GmbH &Co. |
|
Бессменный поставщик домиков — фирма VERO была поглощена компанией Auhagen
Gmbh. |
|
Кстати последняя примечательна тем, что до сих пор печатает документацию в том
числе и на русском языке |
|
назад |