D E F A


Студия DEFA — киностудия ГДР, родина культовых кинолент про жизнь индейцев с арийскими лицами.
Ее история начинается с 1910 года, когда кинопроизводство только начиналось, а великий Голливуд не был даже бумажным проектом, а апельсиновой рощицей... Это была первая крупная студия в Европе. Ее назвали по имени ближайшей деревушки — "Бабельсберг". Через два года после начала строительства здесь был снят и первый фильм — "Танец мертвых". В нем сыграла главную роль звезда тогда еще немого кино трагическая Астой Нильсон.В 1917 году, во время Первой Мировой войны, когда студия из — за "несезона" практически стала на грань банкротства, была проведена реорганизация. Так и родилось акционерное общество UFA: Универсал Фильм Акциенгезельшафт". Одним из его учредителей и спонсоров выступил рейхсвер — командование немецкой армией. В его планах был выпуск пропагандистских фильмов и роликов, посвященных героям "фатерлянда". Но после капитуляции Германии и отречении кайзера в наступившей разрухе и падении производства, "УФА" оказалась не у дел.
Но спустя несколько лет жизнь в проигравшей войну и пережившей разруху стране стала приходить в норму, кинематограф снова стал набирать обороты, кинозалы битком были забиты зрителями. Но Германии нужны немецкие картины... И поэтому в 1926 году в Бабальсберге строится огромный (то тем временам), оснащенный по последнему слову техники, центральный съемочный павильон, чьим первым владельцем становится режиссер Фриц Ланг. Именно здесь он снял вошедший в историю кино знаменитый фильм "Метрополис". Даже при постройке новых зданий была использована хитрость — одна из сторон даже административного корпуса изображала средневековый замок, другое здание "годилось" для съемки домика в горах и т.д.
Спустя три года до Бабельсберга добралось и звуковое кино. В 1930 году здесь снимается знаменитая Марлен Дитрих в легендарном фильме "Голубой ангел", снятом Йозефом фон Стернбергом.
Но вскоре сказка кончается — студия UFA, избавившаяся от ненадежных расово и идейно актеров и режиссеров, становится под государственный контроль министра пропаганды Йозефа Геббельса. Теперь здесь в течении более чем десятка лет снимаются только музыкальные комедии с Марикой Рекк, и многочисленные патриотические фильмы о "великой Германии", навсегда осевшие после 1945 года в архивах.
В 1945 году начинается возрождение студии, попавшей в советскую зону оккупации. Она получает название DEFA и, несмотря на царившую послевоенную разруху, первые правительственные заказы. Одним из первых документальных послевоенных фильмов был "Лагерь смерти Заксенхаузен", посвященный злодеяниям Пауля Заковского — палача нацистского концлагеря. Этот фильм до сих пор можно посмотреть в музее, организованном в бывшем концлагере.
Вскоре после производства документальных лент, начинается работа и над художественными фильмами. Именно здесь снимались все многочисленные фильмы ГДР. Первоначально это были ленты о героической борьбе немецких антифашистов, сериалы о жизни Эрнеста Тельмане и других вождей коммунизма, не пользующиеся особой популярностью. Но в 1965 году DEFA находит свою золотую жилу — это ставшая классикой "индейская серия". За "Сыновьями Большой Медведицы" появляется "Чингачук — Большой Змей", "След Сокола". Возникают новые кумиры, порожденные причудливым миром костюмированных дикарей, и первый среди них  — мускулистый и немногословный "индеец из ГДР" Гойко Митич.
Это был социалистический вариант западных вестернов, где угнетенные подлыми захватчиками янки доблестные индейцы поднимались на борьбу с захватчиками. Но неслучайно говорят о волшебной силе искусства — копия фильма "Сыновья Большой Медведицы" была подарена индейскому племени сиу — дакота. Через некоторое время в США произошло восстание племени сиу, названное "индейской революцией в Вундед Ни". После его подавления агенты ФБР сочли демонстрацию этого фильма в резервациях одной из причин, вызвавших восстание. А сама картина названа провокацией "Штази".
На съемки одного  "индейского" фильма у съемочной группы уходило около двух месяцев, некоторые эпизоды снимали в Крыму, на Кавказе, под Самаркандом. Закончили индейскую тему на DEFA к 1983 году фильмом "Вождь Белое Перо", снятым совместно с Монголией (!). На этом интерес к дикарской теме был практически исчерпан, да и фильмы потеряли прелесть новизны.
После соединения Восточной и Западной Германий государственное финансирование студии прекратилось, оставив лишь долги за последние съемки. Студию в 1991 году закрыли, а ее имущество передали в распоряжение попечительского ведомства Германии, занимавшемуся приватизацией госимущества бывшей ГДР.

Западногерманские кинопромышленики отказались вкладывать деньги в возрождение DEFA, ведь столицами немецкого кинопроизводства стали шумный, "пивной" Мюнхен и Кельн. Съемки в Бабельсберге прекратились, многочисленные павильоны простаивали. В 1992 году студию приобрел французский концерн "Компани Иммобильер Феникс", весьма далекий от кинобизнеса. Одним из условий сделки было обязательство сохранения кинопроизводства в течении двенадцати лет. Остался еще год.


Первым делом концерн закончил с ГДРовским прошлым, вернув историческое, исконное название — UFA. Планы были грандиозны — сделать из огромной территории европейский Голливуд. Обветшалая база социалистической собственности не соответствовала новому европейскому качеству — чтобы делать фильмы в приемлемом коммерческом качестве, было необходимо произвести модернизацию. Были нужны гигантские инвестиции, на которые у французов не хватило сил. В 1997 году студию покинул ее первый (после покупки) директор — известный немецкий кинорежиссер Фолькер Шлендорф. Одной из причин этого явилось то, что снятый им здесь фильм "Чудовище" получился "скучным и картонным". Его провал обошелся "Бабельсбергу" в тридцать миллионов марок.
За последнее десятилетие здесь было снято два десятка кинокартин, но на большинстве площадок (четырнадцати) снимаются сериалы и рекламные ролики.

Здесь сформировался "Медиагород Бабельсберг, включающий в себя многочисленные фирмы по производству теле — и кинофильмов, рекламные и фото агентства,, студии аниматоров, каскадеров, кастинговые агентства, спецэффектов.
В 2001 году здесь был снят самый дорогой европейский фильм всех времен (бюджет — 90 миллионов долларов) — "Враг у ворот" (битва за Сталинград). Его режиссер, Жан — Жака Арно, заявил: "Я хочу, чтобы фильм был настолько реалистичным, что у зрителя создавался эффект присутствия. Германия — это единственное место". В 2002 году Роман Полянский снимал на бывшей DEFA "Пианистa".

Вот некоторые из фильмов киностудии DEFA, особенно запомнившиеся советскому зрителю:

"Апачи" — 1973 год, 88 минут. Режиссер: Готфрид Кольдитц. Актеры: Гойко Митич,  Голеа Рауту, Милан Бели, Леон Немчик. Этот фильм собрал в советском прокате совершенно потрясающее количество зрителей — свыше сорока миллионов.

"Гойя или тяжкий путь познания" — 1971 год, 166 минут. Режиссер — Конрад Вольф. Актеры: Донатас Банионис, Оливера Катарина, Михаил Казаков, Людмила Чурсина, Ариадна Шенгелая, Фред Дюрен и другие... Госпремия ГДР (1972 год); Спецприз жюри, приз Союза художников СССР за художествено — изобразительное решение — на Международном Кинофестивале в Москве в 1971 году.

"Битва за Москву" (совместно с "Мосфильм" и "Баррандов").

" Пой, ковбой, пой" — 1981 год. Режиссер": Дин Рид. В ролях: Дин Рид, Вацлав Некар и Керстин Байер.

Сериал "Телефон полиции — 110"

  назад