M U S I C
Сын Франс ПЕЖО (France PEJOT) и Мориса ЖАРА (Maurice JARRE), Жан-Мишель ЖАР (Jean-Michel JARRE) появился на свет в Лионе 24 августа 1948 года. С детских лет он жил в мире музыки, его дед — изобретатель одного из первых звукоснимателей для проигрывателей виниловых дисков, а его отец Морис ЖАР, начиная с пятидесятых годов, сочинял музыку к фильмам, ставшим впоследствии известными и популярными во всём мире. В 1953 году родители Жан-Мишеля разводятся, и Морис ЖАР покидает семью, чтобы поселиться в Соединённых Штатах.
Тогда же он, еле сводя концы с концами, начинает оборудовать
свою собственную студию звукозаписи и приобретать электронные инструменты,
несмотря
на финансовые трудности. |
|||
В 1971 году выходит его первый альбом "Пустынный дворец" ("Deserted
palace"), который заинтересует нескольких эксцентриков. Жан-Мишель ЖАР продолжает исследовать все средства выразительности. Он пробует писать музыку к фильмам ("Сожжённые амбары") и к заставкам телепередач. Он также сочиняет для радио "РТЛ" ("RTL"), фоновую музыку для аэропортов ("Орли" — "Orly"), а также для рекламы "Нестле" ("Nestle"), "Пепси-Колы" ("Pepsi-Cola"). Он также активно сочиняет для многих певцов и является залогом успеха многих из них в семидесятые годы. Жар пишет для Кристофа (Christophe), Франсуаз АРДИ (Fransoise HARDY), Жерара ЛЕНОРМАНА (Gerard LENORMAN) и больше всего для Патрика ЖЮВЕ (Patrick JUVET). Такие песни, как "Синие слова" ("Les mots bleus"), "Сеньорита" ("Senorita") и "Где есть женщины?" будут приняты людьми всех возрастов, и публика признает их одними из самых красивых песен. |
|||
Между тем, эти сотрудничества не отдаляли
Жара от его экспериментальной работы. Жан-Мишель тогда же решает броситься
с головой в то, что он по-настоящему любит — электронную музыку. Так
он сочиняет "Кислород" ("Oxygene"). Любопытно,
что перед тем, как он вышел, ни один издатель не заинтересовался этой
музыкой. Но Франсис ДРЕЙФЮС (Francis DREYFUS) был очарован этой музыкой.
Человек, который открыл для Франции Девида БОУИ (David BOWIE) и "Pink
Floyd", возьмёт Жара под своё крыло. Он верит в успех. Звукозаписывающие
компании, отказавшиеся издать альбом, кусали локти. "Кислород" покорит
весь мир, многократно станет "золотым" диском, он займёт первую
строчку в хит-парадах всего мира. Тогда же Жан-Мишель ЖАР будет выбран
человеком года в Соединённых Штатах журналом "Люди" ("People").
Жан-Мишель сочинил настоящую электронную симфонию, далёкую от повторяющейся,
безжизненной и бесчувственной, как у "Электростанции" ("Kraftwerk"),
музыки. Синтезаторы здесь приобрели душу и совершили переворот в синтезированной
музыке, которая тогда ограничивалась лишь набором шумов и грубых звуков,
в ней не было поэзии. Жан-Мишель переносит нас к новым звуковым пейзажам,
наполненным чувствами.
|
|||
Главная часть альбома "Oxygene: part 4" будет использована
в заставках многих телевизионных передач. В 1981 этот альбом послужит музыкой
к австраллийскому фильму "Галиполи" ("Gallipoli") Питера
Вейра (Peter WEIR). На сегодняшний день продано 12 миллионов копий "Oxygene"! Также в 1976 году родился первый ребёнок Жара, Эмили (Emilie). |
Жан-Мишель ЖАР также станет создателем концепции "Города в концерте" ("Les villes en concert"). 14 июля 1979 года Париж был парализован первым концертом Жара. В тот вечер 1 миллион любопытных зрителей собрались на площади Согласия (place de la Concorde), чтобы увидеть этот концерт. Жар в первый раз войдёт в "Книгу рекордов Гинеса" за наибольшее количество зрителей на концерте под открытым небом. После принцип мега-концертов был использован "Rolling stones", "U2", "Pink Floyd" и многими другими. |
|||
"Магнетические пения" ("Les chants magnetiques"), следующий альбом, вышедший в 1981 году, так же принёс Жару большой успех. Он войдёт в десятку наиболее продавемых альбомов в Европе и станет многократно золотым. | |||
В октябре 1981 года Жан-мишель Жар улетает в Китай для серии из 5 концертов. Это событие, не имевшее места прежде: западный артист не выступал в этой стране после смерти Мао. На переговоры с властью ушло 2 года. На концертах в Китае Жар добьётся успеха благодаря тонкому объёдинению национальных китайских инструментов с синтезаторной технологией. Столкновение двух культур. Жар вернётся из Китая c единственным разрешённым к экспорту правительством мотоциклом с коляской. Альбом, последовавший за этой поездкой, станет одним из самых богатых в дискографии Жара. | |||
В 1983 году он встретился с группой художников, которые организовали выставку в универмагах. Эта выставка включала живопись и скульптуру, но им не хватает музыки. Они попросили известного музыканта сочинить музыкальное оформление к выставке. Жар согласился. Этот тридцатиминутный альбом будет готов после трёх месяцев экспериментирования. Во время работы над этой музыкой Жар сравнивает свой будущий альбом с картиной или скульптурой: каждая вещь уникальна. Так он решает изготовить диск в единственном экземпляре и выставить на продажу. Чтобы сделать свой поступок более зрелищным, Жар уничтожил все матрицы на глазах у судебного исполнителя. После использования на выставке "Музыка для универмага" ("Musique pour supermarche") была продана на аукционе в гостинице "Друо" ("Drouot") 6 июля 1983 года за 70 000 французских франков, это самый дорогой альбом, проданный на территории Франции! Собранные деньги были отданы молодым художникам. В тот же день Жар отправляется на радио "RTL" и даёт разрешение проиграть альбом целиком в первый, последний и единственный раз в мире. Жар завершит свой поступок, бросив в прямом эфире по радио "Попробуйте скопировать!" ("Piratez-moi!) Этот провакационный поступок останется единственным в истории дисков. | |||
"Зоовзгляд" ("Zoolook") выйдет в 1984 году и в очередной раз приведёт в восторг всех поклонников Жара. Музыкант не попадёт в ловушку повторений, ему удастся обновить свою музыку. Этот новый альбом прославляет человеческий голос— наиболее совершенный инструмент. В новых произведениях звучат слова многих языков мира, изменённые и по-новому окрашенные волшебными синтезаторами музыканта. В записи альбома участвовали Лори АНДЕРСОН (Laurie ANDERSON), Маркус МИЛЕР (Marcus MILLER), Йоги ХОТОН (Yogi HORTON) и Эдриен БЕЛЬЮ (Adrian BELEW). |
Следующий этап в творчестве Жара отмечен реализацией его одного из самых амбициозных проектов. НАСА (NASA) заказала у него концерт, чтобы отметить своё двадцатипятилетие и стопятидесятилетие штата Техас (Texas). Всё было готово для большого праздника. "Хьюстонское свидание" ("Rendez-vous Houston") должно было поразить весь мир новинкой: музыкой, сыгранной и записанной в космосе. Космонавт Рон МАКНЕР (Ron MCNAIR) должен был исполнить на саксофоне одно из произведений прямо с борта космического корабля "Претендент" ("Challenger"). Оба музыканта репетировали до конца. Было предусмотрено всё: изображение должно было передаваться с корабля и проецироваться на одно из зданий, переделанное в гигантский экран. К несчастью, Жан-Мишель ЖАР потеряет своего друга при взрыве корабля. Весь мир ужачнулся этой трагедии. Концерт в Хьюстоне будет воспринят как дань уважения всей Америке. | ||||||
Шесть месяцев спустя Жан-Мишель реализует свою давнюю мечту: сыграть в Лионе, его родном городе. Концерт был приурочен к приезду папы Иоан-Павла II (Jean-Paul II). Концерт в Лионе совпал со временем, когда Францию захлестнула волна террора. Концерт чуть не отменили. Но зелёный свет был дан после мобилизации служб безопасности. "Лионское свидание" ("Rendez-vous Lyon") оставит яркий след в памяти благодаря звуку лазерной арфы и хора. | ||||||
Жан-Мишель ЖАР никогда не был равнодушен к глобальным проблемам человечества. Альбом "Революции" ("Revolutions") станет его криком против ужасов апартеида. Жар ещё раз сталкивает культуры. Диск будет посвящён Дульси СЕПТАНБР (Dulcie SEPTEMBER), одной из жертв апартеида, убитой в Париже 28 марта 1988 года. Однако выход диска будет отмечен цензурой! Причина? Арабское пение в "Революция, революции" ("Revolution, revolutions"). Франция переживала время террористических актов. Этот альбом также станет поводом для нового концерта в Лондоне, в старом порту Докландс (Docklands), одном из самых мрачных мест английской столицы. Концерт прерывался несколько раз, поскольку шёл под дождём, который повредил часть инструментов. В конечном счёте англичане увидели два концерта, 8 и 9 октября. Магия Жара совершилась в очередной раз. Старые кварталы вновь обрели жизнь под дождём и предстали перед восхищёнными глазами 200 000 зрителей. | ||||||
В мае 1989 года по случаю столетия Эйфелевой башни (la Tour Eiffel) Жар, нарушив традицию своих масштабных концертов, подарил Железной даме мини-концерт продолжительностью около 20 минут, транслировавшийся по Мировидению (Mondovision). | ||||||
В 1989 году Франция также отмечала двухсотлетие своей революции, и это был идеальный повод для такого артиста, как Жан-Мишель ЖАР. У него была идея концерта в Лионе, в квартале Minguettes, пережившем немало горячих событий, являющимся символом быстрой урбанизации. Этот квартал должен был быть разрушен для того, чтобы расчистить место под строительство новых домов. Жар придавал большое значение охране окружающей среды и решает дать концерт в этом месте, прямо перед перестройкой, таким образом он решил отметить революцию, но не прошедшую, а грядущую. Однако организационные проблемы помешали осуществлению проекта. | ||||||
Число проектов музыканта увеличивается, и они начинают сливаться. 11
июля 1991 года Солнце встретилось с Луной. Жан-Мишель ЖАР работал над "Концертом
затмения" ("Concert de l'eclipse"), который должен
был длиться в течение всего этого события. Шоу должно было состояться
в городе Teotihuacan (Мекиска), а сцена должна была быть установлена
перед Пирамидой Солнца. Но многочисленные проблемы (помехи, недостаток
насыпи, крушение в Атлантическом океане корабля с оборудованием) помешали
артисту поставить этот спектакль. Жан-Мишель называет это время периодом
разочарований в его творчестве. |
||||||
|
||||||
Этот год очень пышно закончится в Южной Африке, куда Жар
был приглашён, чтобы отпраздновать открытие дворца "Затерянный город".
Так же, как и в предыдущем спектакле, живого концерта не было, Жар записал
концерт заранее на кассету. Зато на своём первом концерте в Южной Африке
Жар настоял на участии местных музыкантов. Совместно с Седриком САНСОНОМ
(Cedric SAMPSON) он переработал свои произведения, чтобы достичь атмосферы
южноафриканских ритмов. "Вулканический танец" ("Volcanic
dance") был сочинён Жан-Мишелем специально для южноафриканских ударников. В 1993 году Жан-Мишель ЖАР был избран посланником доброй воли ЮНЕСКО (UNESCO). Его цель— дать серию концертов в стратегеческих для ЮНЕСКО местах. |
||||||
Его новый альбом "Chronologie" выйдет 23 мая 1993 года. Первый сингл "Chronologie: part 4", стремительно ворвётся во французский хит-парад и сразу же займёт первое место. Этот новый альбом станет поводом для серии концертов. Первый раз Жан-Мишель уезжает в турне по Европе. "Europe en concert"— это 15 концертов в 7 разных странах. С июля по октябрь Жан-Мишель осветит гору святого Михаила, стадион "Уэмбли", Брюссель, Барселону и даже Версаль. Турне принесёт большой успех, собрав около 660 000 зрителей. | ||||||
После нескольких месяцев отдыха ЖАР ещё раз отправится к берегам Китая. Его приласят для организации церемонии открытия нового стадиона в Гон-Конге. Это был его второй визит в Китай. В том же 1994 году планировался ещё один концерт, но в конце концов он был отменён. Концерт должен был состояться 18 июня на Рейнштадионе (Rheinstadion) Дюсельдорфа, в Германии.
|